Кранты!!! Вы, уважаемый комиссар Xandrov, своим ФОКУСОМ меня страшно расстроили. Выходит, КИНОСЕМИОТИКА, как и нынешнее море, - не для меня, а я то-уж как бы причалился к этому сайту... Что ж
МАГИСТР КИНОСЕМИОТИКИГруппа: Директор 'Игротеки'Сообщений: 181
Привет, Алина! Если я правильно понял Ваш вопрос (иначе - уточните), то речь в нем - о зависимости восприятия фильма от жизненного опыта зрителя (зрителей). Да! - и это важнейшая СЕМИОТИЧЕСКАЯ установка. Зрители с различным жизненным опытом, глядя на один экран, видят различные фильмы. Точно так же и один и тот же зритель, смотря одну и ту же ленту через значительный промежуток времени, видит другой фильм. Ведь сам по себе фильм только - сложная ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА, формирующая в головах зрителей индивидуальные СИСТЕМЫ ОБРАЗОВ, прямо зависящие от жизненного опыта зрителя (зрителей). Самый простой пример: человек, нкогда не бывший на войне, и тот, кто был на ней, видят фильм о войне по-разному, то есть, напр., если персонаж говорит: "Я только что из штыковой атаки!!!", - то нынче обязательно найдется зритель (хотя бы - дети), кто вообще не имеет понятия о сказанном и потому останется равнодушно-остраненным. А вот тот, кто помнит, как хрустит человеческая кожа, когда в нее входит штык, тот, автоматически подключив свой жизненный опыт, увидит на своем "мозговом" экране памяти такие кадры, услышит такие крики, что у него, возможно, вновь задергается лицо... Или, например, когда на экране ученый смотрит, скажем, в окуляр ядерного реактора (помните фильм Михаила Ромма "Девять дней одного года"?), то обычный токарь, пекарь, писатель, врач и т.д. видят в этом окуляре лишь то, что показывает ему режиссер. А действительный ученый (даже простой лаборант) ядерщик, опять же - невольно, на своем "мозговом" экране "видит" то, что он хранит в своей памяти, и это видение, как Вы сами понимаете, во много раз информативнее. Свой собственный "семейный" опыт, обязательно подключаемый во время просмотра, - разный у подростка, женатого мужчины и бобыля, они видят разные фильмы, сидя в в одном зрительном зале... Можно сказать. сколько зрителей, смотрящих один и тот же фильм (одну и ту же ЗНАКОВУЮ СИСТЕМУ), столько, собственно, и индивидуальных мозговых фильмов (ОБРАЗНЫХ СИСТЕМ) сотворяется в это самое время в зрительских головах. Потому-то, уже после просмотра, различные зрители могут по-разному пересказывать один и тот же фильм, ибо они говорят вовсе не об одной и той же фильмовой ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЕ, а о личных ОБРАЗНЫХ СИСТЕМАХ, возникших в их головах во время просмотра. Отличить объективную фильмовую ЗНАКОВУЮ СИСТЕМУ от субъективной зрительской ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ - помогает знание КИНОСЕМИОТИКИ. Повторим, собственный зрительский жизненный опыт подключается к просмотру фильма - автоматически. Задача режиссера - так выстраивать ЗНАКОВУЮ СИСТЕМУ своего фильма, чтобы собственные зрительские опыты, все-таки шли в каком-то общем направлении. Иначе, просмотр фильма будет напоминать, пардон, лекцию для умалишенных, вообще не контролирующих свой жизненный опыт... Но ежели режиссеру (сегодня хватает и таких) как раз нравится ХАОС в головах его зрителей, то... С уважением. Xandrov.
МАГИСТР КИНОСЕМИОТИКИГруппа: УчастникСообщений: 563
Отвечаю на вопрос Некто (Викентия): "Что такое иконический ЗНАК?" Существуют различные знаковые классификации. Кстати, до сих пор не удается создать единую, всех ученых устраивающую, систему-таблицу ЗНАКОВ, наподобие, скажем, знаменитой менделеевской таблицы химических элементов. Может быть, по отношению к СЕМИОТИКЕ (включающей априори динамичный ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ раздел), это в принципе - невозможно. По наиболее распространенной классификации Знаки делятся на три следующие категории: 1. иконические 2. символические 3. индексальные 1. Иконический Знак тот, который несет в себе какие-либо предметно-изобразительные элементы или целые картины, фотоизображения. Повторим, - предметные элементы. Иконична ЭМБЛЕМА-ЗНАК тракторного завода, висящая над главными воротами, на которой изображён трактор. Иконична любая фотография, картина, скульптура, выступающая в роли ЗНАКА, и пр. Сам термин происходит от англ. icon - икона, изображение, портрет... Термин - "иконический знак" ввел один из "отцов" семиотики - американский философ (кстати, родоначальник прагматизма), математик, естествоиспытатель Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914). Он пытался составить свою классификацию Знаков, включавшую никак 66 категорий. 2. Символические ЗНАКИ те, в которых ДЕНОТАТ представлен в каком-либо общекультурно-договорном условном виде. Напр., символическим ЗНАКОМ мировых олимпиад служат 5 переплетенных колец. В данном контексте каждое "кольцо" (здесь, частный ЗНАК в общем ЗНАКЕ) представляет один из континентов планеты (здесь, ДЕНОТАТ) - таково договорное объяснение каждого кольца, как бы замыкающего в себе один из континентов. Попутно заметим, что ЗНАК мировой олимпиады - типичный пример ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ (случае, когда несколько ЗНАКОВ сцеплены в один общий). 3. Индексальные ЗНАКИ те, в которых между ЗНАКОМ и его ДЕНОТАТОМ нет ни предметной, ни общекультурно-договорной обусловленности. Напр., химический знак "О" есть индексальный ЗНАК кислорода. А знак - " 14" есть, напр., индексальный ЗНАК дома, в котором я живу и т.д. Повторю, все, связанное со знаковыми категориями, носит дискуссионный характер (так как одни и те же ЗНАКИ слишком часто плавно "перетекают" из одной категории в другую). То есть, никому не "возбраняется" по-новому объяснить (или хотя бы уточнить) уже имеющиеся категории, или даже обнаружить пока еще не описанные. Дерзайте... С уважением. xandrov.
МАГИСТР КИНОСЕМИОТИКИГруппа: УчастникСообщений: 563
Да-а-а... Неслабый вопрос задали Вы, Викентий, на ночь глядя! Как мы уже заявляли во Введении: "Киносемиотика - разбирает строение и восприятие фильмов со ЗНАКОВОЙ точки зрения". И видите ли... тут все зависит от того, кто есть Вы сами. Вообще-то, если вдуматься, фильм - с формальной стороны - есть, как ни странно, - ФОКУС. Почему - ФОКУС? А по сходству впечатлений. По психологическому сходству. Вот показывает фокусник распиливание пополам женщины... зритель сначала любопытствует о том, что ему обещают показать, потом не верит в предстоящее, потом увлекается процессом, потом тревожится, потом замирает, потом ужасается, потом... потом узнает, что женщина жива, что это опять всего лишь ФОКУС, как и было объявлено заранее. И зритель, как ни странно, доволен. Вот чудо: он готов опять и опять смотреть на это распиливание "понарошку", не верить, удивляться, страдать и радоваться спасению несчастной женщины будто в первый раз! Это ведь принцип любого зрелища - балета, театрального представления, кинофильма (примитивно-вампукского, кстати, или самого рафинированно-интеллектуального!). Именно на самые любимые (то есть, известные нам до самой финальной точки, до "последней нитки"), мы ходим много раз. Принято говорить, что зритель обязательно хочет разгадать тайну ФОКУСА, то есть, того, как именно задуман, построен и исполнен ФОКУС. Но это не так. Обычный зритель, в большинстве своем, конечно, не прочь узнать, при случае, сию тайну. Но... если у него есть хоть капля ума, он понимает, что узнав изнанку "распиливания", сам технический секрет действа, все эти конкретно-специфические детали, вплоть до муляжей женских ступней с моторчиком, как бы, распиливаемой участницы ФОКУСА, он, повторим, понимает (часто на уровне интуиции), что разгаданный ФОКУС уже не ФОКУС, а разоблаченный обман, всего лишь - фокус (с маленькой буквы). После чего "просвещенный" зритель теряет всякий интерес к этому очередному - "цирковому одурачиванию глупой публики"... Понимаете, к чему я клоню?! Да, да! - обычному зрителю, и кинозрителю - тоже, разгадывание ФОКУСА не надобно!!! Не надобно - по его личному добровольному желанию. И уж тем более будет странно, если, глядя на экран, он будет рассудочно гадать: ДЕНОТАТ перед ним в сей момент, или КОННОТАТ; ОДНОСМЫСЛЕННЫЙ ЗНАК или МНОГОСМЫСЛЕННЫЙ; как назывыается вот этот ЗНАК - индекс, символ, икон... (Хотя, на подсознательном уровне, он все ж должен знать, как трактовать тот или иной ЗНАК, чтобы правильно его воспринять. Но только - на подсознательном, а не на рациональном - "научном" - не на терминологическом уровне!!!). Так кому же нужно это раскрытие тайны строения фильма? Ну, конечно, - правильно: тем, кто ДЕЛАЕТ фильмы. Тем, кто - СОТВОРЯЕТ ФОКУС! КИНОСЕМИОТИКА, в первую очередь, - для них! Вот ежели они не будут ясно знать, что и какими средствами творят-руководят, тогда... тогда и не творцы-фокусники они вовсе. А, скажем, незнамо взявшиеся за руль, - матросы-самоубийцы. Но... не зря я уточнил выше: "обычный зритель, в большинстве своем..." Есть такие зрители, которых остро интересует именно изнанка КИНОФОКУСА, тайны строения и психологического воздействия фильма. Их тоже достаточно. О-о-о! - это настоящие доки по части фильмовых секретов... Однако даром такое увлечение "обратной стороной" не проходит. Например, гениальный наш режиссер Константин Сергеевич Станиславский говорил, что ему как раз очень мешает "просто наслаждаться" каким-либо (не им поставленным) спектаклем именно вот этот профессиональный зуд разгадывания строения видимого им зрелища, творимого на его глазах ФОКУСА. Что уж говорить о прочих зрителях-доках. Люди они, по-своему несчастны (они это не всегда понимают), им уже недоступно непосредственное восприятие художественных вещей... Вот и рассудите, уважаемый Викентий, кто Вы есть сами. И тогда, только тогда, - решите, зачем Вам, безработному моряку, - КИНОСЕМИОТИКА (Наука о знаковом строении и восприятиии фильмов). С уважением. xandrov.
МАГИСТР КИНОСЕМИОТИКИГруппа: УчастникСообщений: 563
Спешу задать первый и главный вопрос: Зачем, скажем, мне, безработному моряку, эта КИНОСЕМИОТИКА? Чтобы лучше разбираться в фильмах, которые я смотрю? С уважением. Некто (Викентий)
МАГИСТР КИНОСЕМИОТИКИГруппа: Директор 'Игротеки'Сообщений: 181
В этой дискуссии (а вернее сказать, "солянке": вопрос- ответ) предлагается задавать и обсуждать отдельные семиотические "трудные" вопросы, напр., что есть ЗНАК; как понимать термин "представление", чем денотат отличается от коннотата, а "ЗНАК в КИНО" от "КИНОЗНАКА" и далее в том же духе. Итак, начинаем, спрашивайте:
МАГИСТР КИНОСЕМИОТИКИГруппа: УчастникСообщений: 563
-------------------------------------------------------------
--== Все разделы ==--
пароль
Вход на форум
В связи с тем, что отдельные провайдеры блокируют доступ пользователей к домену offtop.ru, доступ к ресурсам сайта возможен через альтернативный домен-зеркало
Комментариев нет:
Отправить комментарий